Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области
В городе Бердске реализуется региональный проект развития инклюзивного образования 2020-2025 «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»
Региональный оператор проекта - Областной центр диагностики и консультирования. (ссылка на сайт ОЦДК https://concord.websib.ru/?attachment_id=34606)
Целью проекта является обеспечение доступного и качественного образования детей с ОВЗ в образовательных организациях Новосибирской области. Заказчик проекта - Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
С 2016 года проект реализуется в требованиях Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы, утвержденной 18 апреля 2016 года на заседании Правительства Новосибирской области.
С 2011 по 2019 год на базе МБОУ СОШ №8, МБОУ СОШ №9, МБОУ СОШ №12 реализовывался инновационный региональный проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области» Образовательные организации, принимавшие участие в реализации проекта, принимают на себя обязательство оказать поддержку школам и детским садам выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ были включены в него и могли обучаться совместно с «нормативно развивающимися» детьми.
С 2020 года Проект вышел на новый уровень развития и стал реализовываться на базе МБОУ СОШ №3 «Пеликан».
В рамках реализации данного проекта образовательные организации признаются ресурсными организациями или стажировочными площадками на основе конкурсного отбора, который проводится один раз в три года министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
В 2022 году по итогам конкурсного отбора:
МАОУ СОШ № 4, МБОУ СОШ № 9 признаны ресурсными организациями Новосибирской области, реализующими практику инклюзивного образования на период с 2023 по 2025 годы, они предоставляют свой ресурс (организационный, методический, кадровый, материально-технический) на договорной основе для развития инклюзивного образования в образовательных организациях г. Бердска (приказ Минобразования Новосибирской области от 21.12.2022 №3045) (https://nso-bsk9.edusite.ru/magicpage.html?page=324420 http://school-04.berdsk-edu.ru/mconstr.html?page=/p182aa1.html)
МБОУ СОШ №3 «Пеликан» признана стажировочной площадкой Новосибирской области по реализации практики инклюзивного образования на период с 2023 по 2025 годы, и обеспечивает на постоянной основе повышение профессиональной компетентности педагогов района на базе своей образовательной организации по утверждённой в ГБУ НСО «ОЦДК» программе стажировки (приказ Минобразования Новосибирской области от 21.12.2022 №3044) (https://sh3-pelikan.edusite.ru/magicpage.html?page=30575).
В 2023 году все образовательные организации г. Бердска вошли в реестр образовательных организаций Новосибирской области, в которых действуют службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи (приказ Минобразования Новосибирской области от 03.03.2023 №452 «О внесении изменений в приказ министерства образования Новосибирской области от 15.03.2022 №441).
Предполагаемый результат проекта.
Создание сообщества образовательных организаций, реализующих практику инклюзивного образования, объединенных ценностно-смысловыми основами деятельности, обменивающихся нормативно-правовыми, программно-методическими, психологическими, технологическими ресурсами.
Развитие такого сообщества происходит как в прямом общении образовательных организаций — на стажировочных площадках, в ресурсных организациях, на конференциях и совещаниях, так и в виртуальном пространстве.
Ежегодно проводится мониторинг инклюзивного образовательного пространства (ссылка на сайт ОЦДК https://concord.websib.ru/?page_id=13176), который позволяет увидеть проблемные зоны развития инклюзивного образования, оценить запрос образовательных организаций на методическую и организационную помощь, формировать правовое поле инклюзивного образования Новосибирской области.